С одной стороны, инъекции препаратов на основе нейротоксинов стали такими же привычными, как массаж. С другой, вокруг инъекций витает невероятное количество мифов. Поэтому давайте рассмотрим, каждый из них.
«Ботокс» атрофирует мышцы
С подвижными мимическими мышцами, активность которых и купируют с помощью нейротоксина, ничего страшного от инъекций не происходит. Они практически стопроцентно восстанавливаются, когда действие нейротоксина заканчивается (это может произойти через три месяца и через год – все зависит от неврологических особенностей пациента и от дозы препарата).
Что касается крупных, мощных скелетных мышц, тут все несколько иначе. Инъекции в жевательную мышцу masseter, которая начинается от скуловой дуги и крепится к наружному углу нижней челюсти, приводят к частичному ее уменьшению, атрофии. И этот эффект врачи используют во благо, если пациент с широким, «азиатским» лицом хочет сузить его овал.
Постоянные дозы токсина опасны
Есть распространенное заблуждение о том, что если постоянно вводить в организм яд, можно получить непредсказуемые последствия. Спешу развеять этот миф: ботокс и его «одноклассники» — самые изученные инъекционные препараты в мире. В Украине зарегистрировано четыре токсина разных производителей: Америка, Франция, Германия и Южная Корея. Все они очень высокого качества, приблизительно одинаковы по своему действию, прекрасно изучены. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы расширить применение нейротоксинов в медицинской практике. Так, кривошею и блефороспазм ими лечат уже давно. Гипергидроз, угревая болезнь, розацеа – со всеми этими проблемами способны справляться нейротоксины. Сейчас практикуют лечение мужской алопеции токсином. Он подавляет 5-альфа редуктазу, за счет чего волосы начинают расти. В Корее им лечат сколиотическую болезнь. Рынок препаратов продолжает расширяться вместе с областью их применения. Кстати, с прошлой весны разрешили вводить нейротоксины беременным и кормящим.
«Ботокс» вызывает привыкание
Привыкание, или, выражаясь медицинским языком, резистентность к препаратам может возникнуть только в одном случае – когда люди постоянно и непрерывно микродозами вводят препарат. Все-таки нейротоксин – это яд, и организм может выработать к нему сопротивляемость. Но если делать инъекции по графику, не чаще, чем раз в полгода, то нейротоксины привыкания не вызовут. У меня есть пациенты, которые уже 10 лет делают инъекции, и никакого привыкания и у них не случилось. – Собственно, я сам колю ботокс с 30. Сейчас мне 42, я перешел на меньшую дозу, и колю всего раз в год. И все в порядке.
Тем, кто делал инъекции, страшен ботулизм
Есть распространенный миф о том, что тем, кто делал инъекции нейротоксинов, потом особенно опасно заболеть ботулизмом – мол, тогда противоядие не подействует. Но правда совершенно в ином. Если человек переболел ботулизмом, то инъекции не сработают. И никак не наоборот.
Передозировка опасна
Это, конечно, в целом правда. Но давайте расставим акценты. Для того, чтобы нейротоксины навредили, нужна гигантская сверхдоза. Чтобы убить препаратом мышь, надо ввести ей порядка 30-40 флаконов. Пятилетним детям вводят по два флакона, чтобы лечить ДЦП. Токсичной нагрузки на организм не происходит. В среднем монодоза нейротоксина для одного человека – 50 единиц, или один флакон.
«Ботокс» уже не тот
Многие радостно распространяют миф о том, что производители позаботились о пациентах и стали выпускать «разведенные» версии своих препаратов со слабой концентрацией. Мол, теперь просто невозможно заблокировать мимику, каким бы неопытным ни был врач. К сожалению, от врача зависит по-прежнему многое. Хотя бы потому, что концентрация препаратов осталась прежней, просто появляются новые техники введения. Именно от них зависит, насколько живой и естественной останется мимика. Кстати, не всем нужно сохранить живость: политики просят «Frozen», полностью обездвиженное лицо, чтобы скрыть эмоции.
Инъекции может делать косметолог
Безусловно, инъекции нейротоксинов стали привычными, как чистка лица. И многие уверены: нет смысла перестраховываться – можно обращаться к косметологу. Все-таки нет. Лучше доверить инъекции дерматологу или пластическому хирургу. Хотя бы потому, что доктора способны собрать и оценить анамнез, выявить противопоказания и так далее. Если инъекции нужны для лечения головной боли, напряжения, то с таким запросом надо идти к невропатологу. Ну и нельзя забывать, что нейротоксины – это яд, хоть и в микродозах, и надо понимать, куда и сколько колоть. Постоянно меняются дозировки, техники и точки введения. Сейчас мы колем совершенно иначе, чем, например, 10 лет назад, применяем авторские методики разных врачей. Например, если колоть мышцу фронталис в технике микроинъекций (больше проколов, меньше дозировка), препарат распределится лучше, и мимика останется естественной, просто станет менее активной.
«Ботокс» уберет одни морщины, но вызовет другие
Компенсаторная мимика в любом случае возникнет, просто будет не такой активной. Действие инъекций нейротоксина направлено на то, чтобы отучить человека от определенных гримас, избавить от привычки морщиться – например, хмурить брови. Это даст мышцам «отдохнуть» и позволит обрести новый мимический паттерн, без чрезмерных гримас.
Но надо знать, что существует и компенсаторное напряжение мышц, которое возникает вне всякой связи с инъекциями. У тех, кто неправильно качает пресс и пытается «дожать» его, включая все тело, часто перенапрягается платизма — подкожная мышца, которая начинается в районе ребер и заканчивается в районе челюсти. С развитием платизмы появляются тяжи, портится овал лица, сползают уголки губ, а область под подбородком выглядит массивной. Кстати, инъекциями можно вернуть подбородку красивые очертания.
Источник публикации.